Содержание

След.стр.>

Начало

 

 История Института автоматики и телемеханики АН СССР (с 1969 г. – Институт проблем управления) начинается с 1934 г., когда Президиум АН СССР принял решение об организации в составе Технической группы Академии Комиссии по телемеханике и автоматике. Задача Комиссии состояла в координации работ по автоматическому управлению, в обобщении достигнутого опыта, в формулировании требующих решения проблем. Председателем Комиссии был назначен академик А.А. Чернышов (1882–1940) – специалист в области электротехники.

Деятельность Комиссии оказалась плодотворной. В 1935 г. состоялась весьма представительная (600 участников) первая Всесоюзная конференция по автоматике, телемеханике и диспетчеризации. В 1936 г. был учреждён журнал “Автоматика и телемеханика” – первый в мире печатный орган, специально посвящённый проблемам автоматического управления. Комиссия привлекла научную и инженерную общественность к активной подготовке и обсуждению планов автоматизации народного хозяйства страны.

Но одна только научно-организаторская деятельность, основанная на общественных началах, уже была недостаточна. Бурное развитие техники, особенно авиации, имеющей большое значение для военного потенциала страны в предвоенные годы, требовало организации и более активного проведения теоретических работ в области автоматики и телемеханики. Это было очевидным не только для многих учёных АН СССР, но и для Правительства СССР.

Академик В.С. Кулебакин (1891–1970) – отец авиационной энергетики стал инициатором преобразования в 1938 г. Комиссии в Комитет телемеханики и автоматики и был назначен его председателем. В 1939 г. В.С. Кулебакин добился решения Совнаркома об организации в составе Отделения технических наук АН СССР Института автоматики и телемеханики (ИАТ). Директором ИАТ был утверждён В.С. Кулебакин. Таким образом, В.С. Кулебакин является основателем и первым директором ИАТ. И размещался тогда ИАТ в Малом Харитоньевском переулке, которое вы можете посмотреть по этой ссылке>

 В.С. Кулебакин был выдающимся учёным, одним из первых военных летчиков России, активно работал в Комиссии ГОЭЛРО, принимал участие в организации и становлении Государственного экспериментального электротехнического института, в Московском энергетическом институте создал кафедру и лабораторию электроаппаратостроения, в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского организовал факультет и кафедру.

При организации Института в его составе были 22 сотрудника, в числе которых были впоследствии выдающиеся советские учёные: Б.Н. Петров (будущий академик), М.А. Гаврилов (будущий член-корреспондент АН СССР), проф. Н.Н. Шумиловский, проф. В.А. Лоссиевский, проф. Г.В. Щипанов и др. Институту было предоставлено всего несколько комнат в здании в Малом Харитоньевском переулке, где тогда располагалось Отделение технических наук АН СССР.

Перед Институтом была поставлена задача развернуть фундаментальные исследования в области теории автоматического регулирования и создания элементов автоматических устройств. С первых шагов перед Институтом возникла проблема кадров, так как специалистов в области автоматического управления в то время было очень мало. Поэтому Институт взял курс на создание кадров учёных из своих сотрудников. В.С. Кулебакин понимал, что для развития теории регулирования сотрудникам необходима высочайшая математическая подготовка. С этой целью в 1940 г. В.С. Кулебакин пригласил на работу в Институт выдающегося математика, создателя Московской математической школы акад. Н.Н. Лузина, объявленного в 1936 г. “врагом в советской маске”. Это было связано с тем, что Н.Н. Лузин отказался подписать обращение советских учёных к заграничным по поводу процесса Промпартии, и крупные партийные функционеры организовали против него настоящую травлю. В результате Н.Н. Лузин к 1940 г. оказался без работы и без средств к существованию. Будучи смелым и решительным человеком, В.С. Кулебакин, несмотря на протесты высших партийных организаций, зачислил Н.Н. Лузина в штат Института.

Н.Н. Лузин сыграл огромную роль в подготовке научных кадров Института. Он читал лекции по университетскому курсу математики для сотрудников, аспирантов и докторантов Института, приглашал сотрудников Института к себе домой и персонально по 2-3 раза в неделю занимался с ними. Б.Н. Петров, ученик Н.Н. Лузина,  вёл семинарские занятия.  Одновременно  с этим Н.Н. Лузин  выполнил  весьма интересные работы по матричной  теории  дифференциальных уравнений,   исследования  по  решению  векового  уравнения.. по приближенному интегрированию дифференциальных уравнений методом С.А.Чаплыгина.

Однако первые годы становления Института оказались очень сложными. В 1939 г. Г.В. Щипанов опубликовал в журнале “Автоматика и телемеханика” статью, в которой сформулировал “условия компенсации”. Как утверждал автор, при выполнении этих условий система управления не реагирует на приложенное внешнее возмущение. Работа Г.В. Щипанова вызвала широкую дискуссию, в которой приняли участие крупные математики и механики. В 1940 г. была создана Комиссия АН СССР, которая признала, что условия компенсации приводят к абсурдным выводам и не соответствуют никаким реально осуществимым регуляторам. При этом Комиссия констатировала особое мнение В.С. Кулебакина и Н.Н. Лузина, сводившееся к тому, что по задаче компенсации возмущений необходимы дальнейшие исследования. В 1941 г. в журнале “Большевик” была опубликована статья, в которой утверждалось, что в ИАТе занимаются чем-то вроде “вечного двигателя” и что лженаучная деятельность Института приносит огромный вред стране. В результате Г.В. Щипанов был уволен из Института и все работы, связанные с его теорией, должны были прекратиться.

Но В.С. Кулебакин, Н.Н. Лузин, Б.Н. Петров поняли идею Г.В. Щипанова. В то время как абсолютное большинство учёных и у нас в стране, и за рубежом исследовали только проблему устойчивости системы регулирования, а работы по исследованию качества процесса регулирования ещё только начинались, Г.В. Щипанов уже поставил задачу синтеза регулятора, сделав это первым в мире. В.С. Кулебакин, Н.Н. Лузин (позднее к ним присоединился Б.Н. Петров) продолжили исследования в этой области. В 1940 г. Н.Н. Лузин дал строгое математическое толкование условиям компенсации и ввёл термин “условия инвариантности”.

Впоследствии в научной литературе всё направление, связанное с исследованием условий Г.В. Щипанова, получило название “теория инвариантности”. В 1948 г. В.С. Кулебакин показал, что мостиковая схема удовлетворяет условиям абсолютной инвариантности. В 1953 г. Б.Н. Петров получил необходимые условия физической осуществимости условий абсолютной инвариантности (критерий двухканальности Б.Н. Петрова). В 1960 г. Комиссия в составе А.А. Дородницина, А.Ю. Ишлинского и Б.Н. Петрова пришла к заключению, что ошибка Г.В. Щипанова состояла не в формулировке условий компенсации, а в применении этих условий к расчёту простейшей одноконтурной (одноканальной) системы. Кстати сказать, Г.В. Щипанов сам говорил, что одноконтурная система “бедна, как пустыня”. В 1966 г. условия компенсации Г.В. Щипанова были признаны открытием с приоритетом от апреля 1939 г.

Дискуссия по работе Г.В. Щипанова тяжело отразилась на развитии ИАТа, за которым надолго закрепился ярлык Института, в котором занимаются лженаукой.

В 1940 г. Институт организовал 1-е Всесоюзное совещание по теории регулирования, которое открылось программным докладом В.С. Кулебакина. Совещание привлекло внимание учёных всех научных центров нашей страны, где занимались проектированием регуляторов и их элементов. Это первое совещание дало мощный импульс развитию теории регулирования, а также конструированию регуляторов и их элементов.

На совещание “заглянул” будущий академик, а впоследствии и сотрудник Института автоматики и телемеханики А.А. Андронов – известный физик, один из создателей научной школы в теории нелинейных колебаний. Прослушав ряд докладов, он сразу же понял, что теория автоматического управления является новой и важной областью приложения результатов теории нелинейных колебаний.

Следуюшая

Используются технологии uCoz